Достоинства и недостатки противогололёдных реагентов.

К наиболее распространённым антигололёдным реагентам относится жидкий 28%-ый раствор хлористого кальция модифицированный (ХКМ).

Если сравнивать его с технической солью, то ХКМ обладает несколькими преимуществами: норма расхода хлористого кальция примерно на 30-40% ниже. Также он эффективен при очень низких температурах (до - 35°С). ХКМ не даёт образовываться гололёду и снежным накатам. Ещё эти реагенты не только хорошо плавят лёд, но и плодотворно влияют на состояние почвы. Кальций способен замещать натрий, который накапливался в почве во время использования соли, и оказывается даже удобряет её.

Но несмотря на все преимущества, ХКМ обладает рядом недостатков. Основным минусом этого реагента является короткий срок действия – всего 3 часа. Получается, что дороги необходимо обрабатывать несколько раз в течение одних суток. Ученые выяснили, что после обработки дорог жидким ХКМ, коэффициент сцепления автомобильных шин с дорогой снижается примерно на 30%. При применении технической соли, влага испаряется, и дороги остаются сухими, тогда как ХКМ, напротив, притягивает влагу. Если на дорожном покрытии есть плёнка из бензина или машинного масла, а поры асфальта к тому же забиты резиновой крошкой, то данный реагент теряет в эффективности ещё больше.

Кроме того хлористый кальций разъедает металл автомобилей, а также вызывает аллергию у людей. По данным врачей, количество аллергий у жителей городов с приходом зимы резко увеличивается. ХКМ, как и соль, агрессивен по отношению к одежде и обуви из натуральных материалов – и даже качественная кожа под воздействием антигололёдных реагентов становится жесткой, из-за чего может потрескаться. К тому же, хлор изменяет цвет обуви, т.к. обладает отбеливающими свойствами.

Хлористый кальций опасен и для животных. Зимой увеличивается количество химических ожогов лап у домашних животных.

Появляются противогололёдные реагенты нового поколения, содержащие в своём составе ацетаты аммония, эфиры и соли уксусной кислоты и мочевину. Эти средства можно использовать на проезжих частях дорог и на пешеходных тротуарах. При их применении предотвращается гололёд и устраняется ледяная корка.

Все антигололёдные реагенты должны применяться в местах потенциального скопления снега или ледяного покрова в соответствующих консистенциях и пропорциях, указанных в инструкциях. Процентное соотношение растворов необходимо строго дозировать в соответствии с руководством пользования конкретного противогололёдного реагента.

Химические реагенты требуют очень большой осторожности при использовании. Если применять их, например, без учёта климатических особенностей местности или в больших чем нужно количествах, то результат вполне может оказаться плачевным.

Так, например, в случаях неграмотного применения технической соли, большое количество её на дорогах и пешеходных тропинках, способно оказать негативное воздействие и на резину автомобилей, и на здоровье домашних питомцев, и на обувь пешеходов.

Поэтому все антигололёдные реагенты, должны применяться в строгом соответствии с действующими нормами. Однако на практике это происходит не всегда – реагенты разбрасываются в больших количествах повсюду, нанося сильный ущерб экологии.

Во многих странах (Финляндия, Нидерланды и др.) подобные противогололёдные реагенты давно заменяют более экологически безопасными продуктами. Например, гранитной или мраморной крошкой, которые препятствуют скольжению, однако и у этих методов есть свои недостатки – механическое воздействие на транспортные средства, порча лакокрасочного покрытия которых несёт серьёзный урон владельцам автомобилей. К тому же гранитная и мраморная крошки, которые коммунальные службы посыпают в течение многих лет, никуда не девается. Она остаётся на дорогах, а это приводит к дополнительному истиранию дорожного полотна. Сама крошка стирается в пыль и превращается в ту же грязь.

Отрицательное воздействие антигололёдных реагентов на экологию можно свести к минимуму, если правильно их использовать. По последним данным, общая экологическая ситуация в столице постепенно стабилизируется. Основная причина – использование снегоплавильных пунктов, которые перерабатывают более 80% снега, содержащего в себе реагенты. Также запрещён сброс снега в реки и другие водоёмы, и организация «сухих» свалок снега. Если эти мероприятия будут выполняться в полной мере и будет строгий контроль, то последствия для почвы, зелёных насаждений, для людей и животных будут минимальны.

Хлористый кальций и аналоги его проходили испытания в разных странах (Италия, Франция, Германия, Швейцария, США). «Рискнула» использовать этот реагент только Швейцария, в которой и морозы то бывают не очень часто. А в Швеции и Норвегии вообще запрещено использовать химию. Просто убирают снег и лёд снегоуборочной техникой. А в Финляндии пользуются рецептом из царской России – солёная мраморная крошка.

Несмотря на все минусы антигололёдных реагентов, альтернативы борьбы со снегом и льдом пока не придумали. В настоящее время другого способа защитить жителей российских городов от и снежных заторов на дорогах и гололёда нет.